Викторина «Экологическая мозаика»
Цель: формирование экологического сознания системы эколого-биологических знаний учащихся как компоненте экологической культуры личности.
Задачи:
- расширить знания учащихся о животном и растительном мире;
- формировать ценностные экологические ориентации;
- развитие познавательных интересов учащихся в изучении окружающей среды;
- вовлечение учащихся в игровую деятельность;
- воспитать чувства взаимопомощи, коллективизма во взаимодействии с природой.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)
Ход игры
В игре принимают участие две команды.
Педагог: Сегодня мы с вами поиграем в игру-викторину «Экологический экспресс». Нам предстоит выяснить, насколько вы хорошо знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе и любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готов ее оберегать. Итак, начинаем игру.
Оценивать знания команд в ходе игры будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.
I. Первая станция. «Царство растений».
Педагоги: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Ответ: Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
Педагоги: Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
- Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
Педагог: Молодцы, ребята!
2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА.
У каждой команды лист и карандаш.
Ответ: Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.
3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …
4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Командам раздаются карточки с заданием.
Педагог: Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
Загадки по очереди каждой команде
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза)
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)
Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь)
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина)
II. Вторая станция. «Царство Животных».
Педагог: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера
Про всех на свете.
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
- Что человек делает для сохранения животного мира?
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)
- У кого на сучке кладовая? (У белки)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
- Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)
Загадки:
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза)
На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха)
Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея)
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза)
2-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Педагог: Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Командам раздаются карточки с заданием.
Задания:
Цапля и лягушата в озере.
Лев и собачка.
Ворона и лисица.
Машенька и три медведя.
III. Третья станция. «Царство Грибов».
Педагог: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы)
Педагог: Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами.
Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. «На лесной полянке».
Педагог: Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
Ответ: Правила сбора грибов.
- Не собирайте неизвестных, совершенно незнакомых и сомнительных грибов.
- Собирайте только те грибы, в безвредности которых вы совершенно уверены.
- Не покупайте грибы на рынках, не прошедшие предварительную ветеринарно-санитарную экспертизу.
- Не пробуйте на вкус сырые грибы.
- Не собирайте и не употребляйте в пищу старые и переросшие грибы.
- Все собранные или купленные грибы перебирайте для выбраковки сомнительных и подозрительных экземпляров.
- Если перебирая грибы, вы нашли ядовитые, выбросьте без сожаления и все остальные.
- Следуйте технологии приготовления блюд из грибов. Не забывайте, что грибы нужно дважды кипятить по 10 минут, меняя воду.
- Грибы запрещается включать в рацион питания пожилых людей, особенно больным заболевания ЖКТ, почек.
- Ни в коем случае не позволяйте собирать и употреблять грибы детям.
- При подозрении на отравление грибами немедленно обратитесь за медицинской помощью к специалисту. На сегодняшний день не существует надежных способов определения истинных грибов. Утверждение о том, что в отваре грибов, где есть ядовитые, чернеют изделия из серебра, приобретают бурый цвет луковица или зубок чеснока, что ядовитые грибы не едят насекомые и слизни, что все грибы в молодом возрасте можно употреблять без предостережения и т.п. ошибочны.
2-й конкурс. «Грибные загадки».
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки)
Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята)
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята)
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик)
У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик)
Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый)
3-й конкурс. «Собери пословицу».
Педагог: Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
IV. Четвёртая станция. «Экологическая».
Педагог: Ребята, что такое «экология»?
Ответ: Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С. Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
Педагог: Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
А как бы вы поступили на месте этих туристов?
Какой вред наносят люди таким поведением?
Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете?
Дети перечисляют.
Конкурс «Правила друзей природы».
Педагог: Вспомните правила друзей природы?
Называют правила по очереди.
Ответ: Десять правил друзей леса.
1. Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.
2. Сохраняйте "зеленое" равновесие – новые посадки должны полностью восполнять срубленные и погибшие деревья.
3. Приходите в лес с любовью к природе.
4. Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.
5. Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам – пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.
6. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима, включая микроорганизмы.
7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Педагог: Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)
Как яблоко на блюдце,
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Педагог: Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
Спасибо за участие!
раскрыть » / « свернуть