Короновирус: что делать, если тебе страшно?
В ситуации, когда о короновирусе говорят все и везде, может быть сложно оставаться спокойным и сохранять оптимизм. Бесконечный поток пугающих новостей о распространении заболевания, введение карантина в ряде стран, продление школьных каникул, большое количество людей в масках на улице – всё это меняет привычный ход нашей жизни. В такой ситуации важно не поддаться панике и вместе с тем отнестись к ситуации серьёзно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с беспокойством во время пандемии:
- Беспокоиться – это нормально.
Испытывать тревогу в сложившейся ситуации вполне естественно. Беспокойство в данном случае – это защитная реакция организма, которая поможет тебе принять необходимые меры и позаботиться о своём здоровье и здоровье окружающих тебя людей.
Изучи основную информацию о COVID-19, используя достоверные источники информации (например, сайт Всемирной организации здравоохранения, сайт Министерства образования). Убедись, что ты знаешь, как передаётся заболевание, каковы его симптомы, и что ты должен делать, чтобы не заразиться. Помни, что вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет достаточно маленькая. Дети и подростки, как правило, не болеют коронавирусом или переносят его в легкой форме.
Ты не можешь контролировать распространение COVID-19, но можешь выполнять действия, которые помогут снизить риск заражения. Вот некоторые из них: регулярно мой руки с мылом или обрабатывай их специальным антибактериальным раствором, по возможности, не трогай руками глаза, нос и рот, старайся сохранять социальную дистанцию, прикрывай нос и рот салфеткой, когда хочешь кашлять или чихать. Очень важно полноценно питаться, высыпаться и не забывать про физическую активность. Если ты не живёшь с бабушкой и дедушкой, постарайся пока не навещать их, а чаще разговаривать с ними по телефону.
В ситуации неопределённости и беспокойства, хочется постоянно держать руку на пульсе, быть в курсе последней информации, а потому беспрерывное изучение новостей о короновирусе кажется хорошим способом снизить тревогу. Но на самом деле информационный поток лишь увеличивает напряжение и стресс, лишая нас возможности заниматься привычными делами. Определи конкретное время для получения новостей из проверенных источников, посвяти этому по 20 минут утром и вечером. Ежеминутное обновление новостной ленты не обезопасит тебя и твоих близких от заражения COVID-19, но значительно снизит количество свободного времени. После просмотра новостей отвлекись и займись чем-нибудь, что доставляет тебе удовольствие.
- Сконцентрируйся на возможностях.
Используй сложившуюся ситуацию как возможность. Продление каникул – это время, которое ты можешь провести с пользой для себя и своего будущего. Научись тому, на что раньше у тебя просто не хватало времени, сделай то, что давно откладывал, развивайся в творчестве и личных проектах, углубись в изучение интересных или сложных школьных предметов.
- Сохраняй привычные ритуалы.
Несмотря на то, что утром тебе не нужно идти в школу, постарайся выполнять привычные ежедневные ритуалы: застилай пастель, умывайся, приводи себя в порядок. Это поможет не только легче включиться в учебный процесс после каникул, но и справиться с ленью, желанием подольше поваляться в кровати, станет хорошим способом отвлечься от мыслей о пандемии.
- Обсуди своё беспокойство с родителями.
Поделись с родителями своими переживаниями, расскажи им, что именно тебя пугает, узнай, как они справляются со сложившейся ситуацией. Вместе вы сможете выработать общий план действий, который позволит вам снизить риск заражения и справиться с тревогой.
Здоровья тебе и твоим близким!
В случае, если ты не можешь самостоятельно бороться с угнетающими мыслями и страхами, ты можешь обратиться к психологу школы или анонимно.
Учителя и современный профессиональный вызов в изменившихся условиях жизни
Сегодня активно распространяются тревожные новости о коронавирусной инфекции. Сенсационные заголовки, сеющие панику, гипотезы и ложная информация только подливают масла в огонь.
В непростой ситуации оказались школьные учителя: дети находятся на каникулах, но каникулы закончатся и необходимо будет дальше проводить занятия по программе. Для учителей это своеобразный профессиональный вызов — нужно адаптироваться к новым условиям, находить какие-то решения и варианты. И, конечно же, не забывать в этой ситуации о себе.
Первое, что важно сделать — научиться замечать разницу между полезной и вредной тревогой.
Чтобы не заболеть, важно следить не только за своим физическим состоянием, но и за психологическим здоровьем.
Полезная тревога — это оправданный уровень беспокойства, который поощряет нас принимать разумные меры предосторожности. Вредная — постоянные размышления об угрозах и худших вариантах развития событий. Она провоцирует ощущение беспомощности и панику.
Гипербдительность часто не защищает, а вредит, а стресс ослабляет иммунную систему и делает человека уязвимым. Важно напоминать себе об этом и учиться вовремя останавливать вредную тревогу.
Следить за своим физическим состоянием, узнавать новости и соблюдать правила гигиены полезно, но, если зациклиться на этих действиях, стресс и беспокойство только вырастут.
Поддерживайте других.
Когда вам кажется, что жизнь вышла из-под контроля, улучшить собственное психическое состояние может забота о близких, друзьях и соседях. Если не можете помочь офлайн — поддержите людей на расстоянии. Во время самоизоляции важно делать все возможное, чтобы оставаться на связи. Когда мы поддерживаем друг друга, у нас появляется ощущение цели.
Даже если вы временно работаете из дома, не забывайте и о коллегах, о своем профессиональном сообществе, в котором вы также можете получить поддержку и оказать ее.
Обсудите изменившиеся обстоятельства жизни с детьми в школе: в формате он-лайн беседы или офлайн.
Такой разговор может поддержать как педагога, так и детей. Дети любят, когда с ними говорят открыто и честно, это помогает снизить и их уровень тревоги. Говорите на языке, соответствующем возрасту детей, следите за их реакцией и будьте чувствительны к их беспокойству. Вместе обсудите дальнейший формат обучения, проговорите, какие изменения будут внесены в связи с пандемией.
Актуализируйте прошлый положительный опыт.
Да, сейчас вам очень тревожно. Но трудности были и раньше, вспомните, что помогало справляться? Вы уже не раз болели и выздоравливали, проанализируйте, что вы для этого делали? Подумайте, какими формами обучения вы владеете, и какие из них могут быть использованы в сложившихся условиях. Важно стабилизировать состояние так, чтобы за паникой и страхами увидеть широкое поле возможностей и плюсы собственного опыта.
Помогите себе адаптироваться к изменившимся условиям
Что мы делаем, когда на улице слишком солнечно? Надеваем солнцезащитные очки. Также и в новых условиях: подумайте, какие инструменты помогут вам справиться? Разработайте подробный план ваших действий на этот период, который позволит вам справиться с профессиональными задачами, наладить контакт с учениками и сохранить своё здоровье.
Как вести себя в ситуации пандемии?
На фоне события происходящего во всём мире, многие склонны поддаваться панике, таким образом мы пытаемся защитить свою семью и защитить своих детей от угрозы, которая может причинить вред здоровью. Одно дело, когда мы соблюдаем рекомендации и внутри чувствуем себя более или менее стабильно, другое, когда паника взрослого человека выходит из-под контроля и передаётся ребёнку. Вирус пройдёт, родители войдут в обычный ритм, но ребёнок неспособен самостоятельно отследить и устранить последствия родительской паники.
Давайте рассмотрим последствия паники для ребёнка.
Дети до 2-х лет в большей степени не столько осознают происходящее вокруг себя, сколько считывают и воспроизводят эмоциональное состояние со своих родителей, а также тех взрослых, которые значимы для них (старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки). Следует понимать, чем ребёнок младше, тем сложней будут последствия. Пандемия пройдёт, а чувство, где ребёнок окружающий мир воспринимает как опасный, останется. Общий эмоциональный фон, окружающий ребёнка, не должен содержать страх, панику, бессилие, раздражение и тревожное ожидание последствий.
От 2-х лет и старше, ребёнок, не только ощущает окружающий его эмоциональный фон, но и способен отмечать, впитывать как губка и копировать, поведение взрослых. Копируя поведение, ребёнок делает это без разбора, так как не имеет критического мышления. Его мотивация – быть похожим на родителей, а значит повторять за ними. В будущем, когда ребёнок повзрослеет, попадая в сложные и критические ситуации, будет делать то, что видел в детстве. Если в этот момент родители паниковали и впадали в отчаянье, то ребёнок будет отчаиваться и паниковать, если родители, спокойно и слажено находили рациональное решение и действовали конструктивно, то с высокой вероятностью, так же себя будет вести и ребёнок. Выбор за Вами: паника или настрой на победу!? Тем самым, родители, формируют тип реакции ребенка на всю жизнь. Ребёнок, считывающий панику родителя, будет в панике сам.
Можно ли родителям, контролировать свою панику?
Это возможно. Важно проанализировать, что лежит в основе конкретно Вашего страха? Что именно Вас угнетает? Если ответов на эти вопросы нет, Вы продолжаете паниковать, и проблему невозможно решить самостоятельно — обратитесь за помощью к специалисту. Это лучшее, что Вы можете сделать в сложившейся ситуации для себя и своего ребенка. Признаться себе в том, что что-то идёт не так – это уже движение в сторону преодоления. Если нет возможности записаться на личную консультацию к специалисту, то возможно записаться на консультацию онлайн. Многие специалисты перешли на онлайн-консультирование. Не стесняйтесь просить о помощи!
Осознать, что паника и хронический стресс Вам не помощники. Ограничьте потребление негативной и непроверенной информации. Прервите общение с людьми постоянно передающими негативные новости. Лучше покинуть круг общения тревожных людей и заняться более приятными делами: проведите время в кругу своих близких за просмотром хороших и добрых фильмов, мультфильмов. Сосредоточьтесь на своей семье!
Ребёнок спрашивает у меня о царящей пандемии и меня это тревожит. Что делать?
Расскажите правду о вирусе и его опасности. Не запугивайте ребёнка последствиями, разговаривайте с ним на его языке. Будет лишним описывать симптомы болезни и оценивать обстановку в мире, а так же сгущать краски. Не стоит пугать ребёнка. Но сказать о том, что вирус опасен для жизни человека тоже важно. Соблюдая правила гигиены на улице и в общественных местах, каждый из нас уменьшает риск для себя и окружающих. К тому же, врачи всего мира придумывают лекарство от вируса и заботятся о тех, кто сейчас заболел. Главное во время разговора с ребенком сохранять логику и спокойствие. Помните, что ребёнок чувствует Ваши эмоции.
Если среди членов семьи есть паникер, который вносит разлад в семейный уклад – можно попробовать вернуть спокойствие, через твёрдое убеждение. Например, запретить обсуждать новости, с негативным подтекстом, в семейном кругу, или в присутствии детей. Отключить по максимуму доступ к информации извне. Так же допускается способ – переключения. Переключите паникёра на более важные и актуальные дела, уборка, готовка, ремонт, и прочее.
Важно помнить и понимать, усилия и работу над собой родитель делает не только ради себя самого, но и ради своих детей, Такую работу можно рассматривать, как вклад в будущее поколение. Поэтому очень важно научиться поддерживать себя, заботиться о себе для того, чтобы оставаться в устойчивом эмоциональном состоянии и активной жизненной позиции.
Рекомендации республиканского центра психологической помощи
Телефоны доверия для несовершеннолетних и их родителей
Каменецкий район
Отдел по образованию Каменецкого РИК 2-36-14
ГУО «Каменецкий районный социально-педагогическйи центр» 71-7-30
ГУ «Каменецкий территориальный центр социального обслуживания населения» 2-22-69
г. Брест
УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер» 8 (0162) 40-62-26
УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер» детское отделение 8 (0162) 21-54-77
ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» 8 (0162) 20 15 55
«Центр дружественный подросткам «вместе» +375 29 805 96 51